вторник, 13 мая 2014 г.

Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей раннего возраста


          Каждый  человек только появившейся на свет, уже готов к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной       (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача-помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и т.д.


        
         В планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов очень важным является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. От элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до учета этих признаков и свойств в изобразительной и иной доступной для детей раннего возраста продуктивной деятельности. В раннем детстве усвоение знаний, равно как информирование умений, должно происходить систематически. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми второго и третьего года жизни проводится один раз в  неделю. Большой интервал между занятиями не желателен. Необходимо также закрепить полученные знания и умение в самостоятельной деятельности. Период раннего детства характеризуется необычно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микро периоду  необходимо подходить дифференцировано. При повторном проведении занятие не должно быть полностью идентично первоначальному варианту: простое копирование может привести к механическому, ситуативному заучиванию, а не к поступательному развитию умственных способностей
.
       
Особый такт необходимо проявить при планировании индивидуальной работы с детьми. Она не должна превращаться в дополнительные занятия. Взрослый должен заинтересовать малыша и вызвать у него желание поиграть дидактическим материалом.
            Эстетическая сторона занятия по сенсорному воспитанию во многом определяется качеством дидактического материала.
Особое внимание хочу уделить известному пособию Золтана Дьенеша  - «Блоки Дьенеша».
Блоки Дьенеша специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.  Этот набор предназначен для детей от двух - трех лет и состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие), форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Самые маленькие могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями "большой - маленький", "толстый - тонкий", "такой же", "не такой". В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что  очень важно не только в плане пред математической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.  Для занятий с Блоками Дьенеша можно использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов. Так, для детей 2-3 лет подойдет альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, малыш научится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами.              


Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной по возможности с основными разновидностями этих свойств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий