вторник, 8 июля 2014 г.

Правильная мотивация



Итак, вот он уже и на подходе! Этот обязательный период в каждой ясельной группе – адаптация.  Как правило, массовый адаптационный период приходится на август-сентябрь, растягивается до октября и заканчивается в ноябре. Оставим пока эмоциональную сторону этого процесса, и поговорим об одном аспекте, в большинстве случаев используемом родителями поступающих детей. 



Речь пойдет о мотивации малышей идти в детский садик. Что приходится слышать воспитателю  в девяти случаях из десяти?  Родители с неподдельным энтузиазмом рассказывают, как они уговаривали своего ребенка идти в детский сад: «Вот, ты пойдешь в садик, там будешь играть с другими детками! Там много других деток, с ними интересно играть!»… и дальше в том же ключе.  Дорогие наши родители, ваши искренние старания можно понять, но мотивируете вы своих детей неверно. И тому есть несколько причин. 


Во-первых, воспоминания о детском саде самих родителей.  Большая часть тех, кто приводит к нам своих детей, когда-то сами посещали детский сад.  И стараются поделиться воспоминаниями о том времени со своими детьми.  Но покопайтесь в себе – с какого возраста вы помните себя? С какой группы детского сада начинаются ваши устойчивые воспоминания?  Средняя, старшая группа, не так ли? Воспоминания о младшем возрасте туманны и отрывочны, главным образом потому, что в этот период детства память еще толком не сформирована, эти клетки мозга еще не выросли.  

Естественно, мы помним, как мы играли с другими детьми в детском саду, в средней или старшей группе, потому что в этот возрастной период основная ведущая деятельность детей – это игра.  Именно в сюжетно-ролевой игре дети познают мир социальных отношений, учатся взаимодействовать с другими людьми, усваивают правила поведения в обществе. Весь средний и старший дошкольный возраст наполнен игрой детей со сверстниками, это основное, чем они в детском саду занимаются в свободное время.  Именно это счастливое время мы, взрослые, и помним из детского сада. Именно им мы пытаемся мотивировать детей идти в детский сад. 

Но проблема в том, что эта мотивация подается детям раннего возраста.  Ранний возраст  вообще выделен из дошкольного образования, как особый период. У детей второго и третьего года жизни свои закономерности развития, и их нужно обязательно учитывать, мотивируя детей идти в детский сад. 

Итак, во-вторых – ранний возраст (с года до трех лет) – это не возраст ролевых игр. Ведущая деятельность детей здесь другая, вовсе не общение друг с другом. Период раннего возраста считается сензитивным (благоприятным) для изучения предметов и явлений окружающего мира. Проще говоря, именно в раннем возрасте мозг ребенка особо чувствителен для накопления знаний о предметах, что его окружают, и явлениях, что вокруг происходят. 

Именно в этом возрасте формируется и развивается такой важный психический процесс, как восприятие. Что это означает по сути: малыш видит, слышит, чувствует различные признаки предметов в поле зрения, они откладываются в памяти (в этом возрасте очень чувствительной именно к такому наполнению), и постепенно ребенок уже становится способен узнавать предметы и явления по их признакам. Другие люди в этом процессе играют вспомогательную роль, общение со взрослыми ситуативно-деловое – подай, покажи, сделай, научи…  Общения со сверстниками, как такового, нет, они могут вызвать отвлеченный интерес, как еще одно явление окружающего мира. Только к концу раннего возраста, к трем годам, эта ситуация постепенно меняется. 

Поэтому, дорогие родители, мотивируем детей не общением с другими детками, а расписываем прелести познания новых предметов – игрушек!  В детском саду так много игрушек, не таких, как у вас дома, разных, интересных, необычных! И не только игрушек, но и кукольных театров, музыкальных "инструментов", настольных игр, конструкторов, интересных картинок, которых в домашних условиях все иметь  нереально. И плюс еще в том, что тётя-воспитатель не только даст тебе эти игрушки, а еще покажет, как в них играть, и сама с тобой поиграет :) 

Надо видеть этих малышей, приходящих в ясли в первый раз. После того, как успокоятся после расставания с мамой и осмотрятся, они сразу кидаются к игрушкам. На других детей и не смотрят, хоть такие в группе и присутствуют – просто они им не интересны.  А интересны – игрушки! Красивые, яркие и много! Больше, чем дома, не такие, как дома.  В этом – преимущество детского сада для самых маленьких его обитателей. 

Уже к концу раннего возраста, после трех лет, у детей сменятся приоритеты.  Предметный мир будет в основных признаках познан, разложен по полочкам в мозгу и закрепится в памяти.  И наступит у детей другой благоприятный период, уже для изучения социальных отношений между людьми.  Главным инструментом для этого изучения  будет ролевая игра, а главным приоритетом этого возраста – общение детей друг с другом (не с игрушками).  

Комментариев нет:

Отправить комментарий